Главная » Статьи » Пишу, пишу |
В категории материалов: 17 Показано материалов: 11-17 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Счастливый человек С тех пор, как я вышел на пенсию и стал серьёзно задумываться над смыслом жизни и своем месте в этой жизни, я переосмыслил многие, доселе непонятые мне, простые, но вместе с тем, важные вещи. Я перестал завидовать каждому второму успешному человеку, избавился от завышенных ожиданий и понял, что действительно важно, а что не стоит внимания и то, как стать менее уверенным в себе и признать, что большая часть моей жизни скучна и непримечательна (и это нормально). Мой эгоизм и умение наплевать на все не означает безразличие всему – это мое умение оставаться другим. По большому счету наплевать на все — невозможно. У меня должно быть что-то, до чего мне есть дело. Это физиологическая потребность: всегда беспокоиться о чем-то большом, относиться неравнодушно к нему и это - конечно живопись, изобразительное искусство и культура в целом. Стало быть, вопрос таков: на что мне не наплевать? Какой выбор я сделал для себя? И как наплевать на то, что в конечном счете неважно? Результатом новой жизни стало : преодоление трудностей, готовность быть самим собой, быть изгоем и парией во имя своих ценностей. Готовность взглянуть в лицо неудачам и показать им средний палец. Восхищаюсь своим преподавателем живописи, баталистом Волковым Юрием Васильевичем ( светлая память ему ), который стал для меня образцом для подражания и иконой, в некотором счете, который плюя на трудности и неудачи, не боялся попасть в неловкое положение. Это человек, который, смеясь, делал все, во что твердо верил. Делал — ибо считал это правильным. Такие люди знают: есть вещи, более важные, чем они сами, и их чувства, и их гордость, и их эго. Им плевать не на всё подряд, а на всё второстепенное. Они берегли себя для подлинно важного. Но, поскольку они берегли себя лишь для больших и значимых вещей, окружающие плевали на них самих. Большинству из нас большинство дел удаются весьма средне. Даже если мы в чем-то асы, в остальном наверняка середнячки, а то и похуже. Так устроена жизнь. Чтобы достичь мастерства в чем-либо, нужно затратить массу времени и сил. А поскольку наши время и силы ограничены, почти никто не достигает подлинного мастерства сразу в нескольких вещах (если хоть в чем-то достигает). Со статистической точки зрения немыслимо, чтобы один и тот же человек достиг удивительных успехов во всех (или даже во многих) областях жизни. Успешные бизнесмены зачастую не умеют выстраивать семейную жизнь. Знаменитые спортсмены сплошь и рядом пусты и тупы, как пробка после лоботомии. Многие знаменитости не лучше знают, как жить, чем простофили, которые смотрят на них раскрыв рот и подражают каждому чиху великого человека. Все мы в большинстве отношений — середнячки. Просто резонанс получают крайности. Для нас это не новость, но мы редко думаем и/или говорим об этом. И никогда не обсуждаем, почему это может быть проблемой. Конечно, здорово иметь интернет, Google, Facebook, YouTube и доступ к пятистам с лишним каналам телевидения. Но наше внимание ограничено. У нас нет возможности обработать лавины информации, которые постоянно накатывают на нас. Поэтому до нашего сознания всерьез доходят лишь капли информации: вещи подлинно необычные, крайне редкие. Однако изо дня в день на нас обрушиваются тонны известий о вещах необычных. О лучшем из лучшего. О худшем из худшего. О величайших спортивных рекордах. О самых смешных шутках. О самых страшных катастрофах. О самых жутких угрозах. И так без конца. Ларчик открывается просто. Вокруг полно информации от пиков и минимумов кривой человеческого опыта, поскольку именно они привлекают наше внимание. И они приносят доллары медийному бизнесу. Но подавляющее большинство людей живут в однообразной середине. Подавляющая часть жизни не экстраординарна, а вполне заурядна. Поток крайностей заставляет нас верить, что исключительность — это норма. А поскольку обычно с нами ничего особенного не происходит, лавина сообщений об исключительном наводит тоску, отчаяние: что же мы-то сидим в болоте? Отсюда возникает все большая потребность в компенсации, которую сулит нам чувство собственной исключительности или какое-то пристрастие. Мы пытаемся справиться доступными способами: путем возвеличивания себя или других. Одни выдумают схемы быстрого обогащения. Другие отправляются на противоположный конец планеты спасать голодающих младенцев. Третьи лезут из кожи вон в учебе и добывают каждую мыслимую награду. Четвертые обстреливают школу. Пятые пытаются заняться сексом со всем, что говорит и дышит. Это связано все с той же культурой уникальности, о которой я говорил. В этом культурном сдвиге часто винят людей, родившихся в конце ХХ в. Но это поколение просто самое заметное и находится в центре внимания. А тяга чувствовать себя уникальными ощущается у людей всех поколений. Постоянный поток медийной ахинеи подпитывает наше чувство неуверенности: вот видите, насколько вы не соответствуете стандартам? Мало того, что мы ощущаем себя в гуще нерешаемых проблем: мы оказались еще и лузерами, поскольку элементарный поиск в Google сообщает о тысячах людей, которые вообще не имеют этих проблем. Технология решила старые экономические проблемы, принеся нам новые психологические проблемы. В интернете мы находим не только легкий доступ к информации, но и легкий доступ к неуверенности, стыду и сомнениям в себе. Те редкие люди, которые добиваются больших успехов в чем-либо, обязаны своими успехами не веря в свою исключительность. Корни их побед лежат в другом: у них был пунктик насчет совершенствования. Но вдумаемся: почему они хотели сделать лучше? Да потому, что отдавали себе отчет: пока у них не очень получается. Этот настрой диаметрально противоположен вере в собственное величие. Успех может прийти лишь тогда, когда человек поймет: до величия ему далеко, результаты — скромные и посредственные. И есть куда расти. И слава Богу, что и я это понял ! |
Не задумываясь о последствиях своих суждений на самого себя и окружающих людей в общем, мы без исключения считаем себя компетентными в той или иной сфере человеческой деятельности. Выпячивая собственное Я, мы стараемся внедрить, прежде всего, самому себе, а затем нашему собеседнику или аудитории наше личное мировоззрение на тот или иной предмет искусства. Никто из нас не извиняется в том, что это только наша субъективная точка зрения. Ну почему, почему все эти люди так вопиюще некомпетентны и не замечают этого? Люди, имеющие невысокий интеллект, скромный уровень квалификации и узкий кругозор, в силу своих скромных способностей не могут понять, что решения, которые они принимают, ошибочны, а таланты, которыми они себя наделяют, – ложны. Вот почему им кажется, что они правы во всех своих действиях и лучше других понимают ситуацию. Со временем это мироощущение приобретает характер психологической защиты: ограниченный человек начинает отстаивать свое видение ситуации именно потому, что чувствует – допусти он лишь мысль о том, что неправ, и его потеснят с насиженного места более талантливые. У талантливых же наблюдается обратный эффект: они хорошо понимают, насколько сложны законы реальности и насколько обширно поле знаний, которым в перспективе можно овладеть, – это приводит их к занижению собственных способностей, к недооценке своего места в обществе. «Я знаю, что ничего не знаю», – повторял мудрец Сократ, который вел более чем скромную жизнь и постоянно подвергался нападкам со стороны глупцов, уверенных в своей правоте. Способен ли кто-то из ограниченных людей признаться себе в этом? Похоже, нет. Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание. Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности. Надежда на то, что слепцы, неспособные узреть бездну своего невежества и сияющие вершины знаний, которых достигли другие люди, могут исправиться, все-таки существует. Художник в своих произведениях склонен к гиперболе, т.е. изображению тех или иных событий, форм, цветовых решений, по своему разумению в момент времени написания картины. Это называется простым словом - творчество, новаторство, Ноу- хау автора. Акварель, которой я пишу в последнее время, ввиду отсутствия необходимых условий для работы художника, часто называют самой непослушной, самой капризной краской. С ней трудно работать, ее трудно хранить, беречь от солнечного света, влаги и загрязнений. Она непредсказуема и требует от художника максимальной сосредоточенности. Зато, я вас уверяю, те, кому удалось ее покорить и приручить, знают секрет создания по-настоящему потрясающих работ, глядя на которые задаешься единственным вопросом: "Кому они продали душу, чтобы так рисовать?" Богу или Дьяволу?. июль 2017г. |
я и мой внутренний голосО стремлении к смыслу жизни в период второй половины 20 и начало 21 века, как главной движущей силы поведения и развития личности творческого человека изобразительного искусства и вечном его стремлении к смыслу жизни даже там, где этого смысла, казалось бы, быть не может. Она о том, как человеку всегда оставаться человеком и не зависеть от условий, как бы жестоки и несправедливы они ни были. В этой схватке с жизнью в это непростой послевоенный период выжил не тот, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а тот, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить. Не задавайте себе вопрос в чем смысл жизни, а скорее должны осознать, что вы сами и ваша собственная жизнь и есть те, к которому обращен этот вопрос. внутренняя свобода Я мог бы вполне сказать, что оказался «достойный своих мучений». Они явили свидетельство того, что в страдании заключен подвиг, внутренняя сила. Моя духовная свобода, которую у меня нельзя отнять до последнего вздоха, дает мне возможность до последнего же вздоха наполнять свою жизнь смыслом. Ведь смысл имеет не только деятельная жизнь, дающая мне возможность реализации ценностей творчества, и не только жизнь, полная переживаний, жизнь, дающая возможность реализовать себя в переживании прекрасного, в наслаждении искусством или природой. Остается последняя возможность наполнить мою жизнь смыслом: занять позицию по отношению к этой форме крайнего осознанного ограничения моего бытия. Созидательная творческая жизнь, как и жизнь чувственная, для меня основа существования. Но этим еще не все исчерпано. Если моя жизнь вообще имеет смысл, то имеет смысл и страдание. Страдание является частью моей жизни, точно так же, как судьба и смерть. Страдание и смерть придают моему бытию цельность.О любви. Только любовь к кому то или чему то есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять! Да, я постигаю смысл того итога, что достигнут человеческой мыслью, живописью, поэзией, верой: освобождение — через любовь, в любви! Я теперь знаю, что человек, у которого нет уже ничего на этом свете, может духовно — пусть на мгновение — обладать самым дорогим для себя — образом того, кого или что он любит. В самой тяжелой из всех мыслимо тяжелых ситуаций, когда уже невозможно выразить себя ни в каком действии, когда единственным остается страдание, — в такой ситуации человек может осуществить себя через воссоздание и созерцание образа того, кого или что он любит. Впервые в жизни я смог понять, что подразумевают, когда говорят, что ангелы счастливы любовным созерцанием бесконечного Господа. Внутренняя жизнь. Меня, чувствительного организма, с юных лет привыкшего к преобладанию духовных интересов над материальными, переносил реальную бытовую жизнь в этот период времени, конечно, крайне болезненно, но в духовном смысле она действовала на меня менее деструктивно, даже при её мягком характере. Потому что мне было более доступно перевоплощение из этой непростой реальности в мир духовной свободы и внутреннего богатства. Именно этим и только этим можно объяснить тот факт, что я, обладая хрупким, болезненным телосложением, подчас лучше противостоял рекламной действительности, чем внешне сильные и крепкие мои сверстники. Уход в себя означал для тех, кто был к этому способен, бегство из безрадостной пустыни бытия, из духовной бедности реального существования, вперёд, в собственное будущее. Фантазия моя была постоянно занята восстановлением прошлых впечатлений. Причем чаще всего это были не какие-то значительные события и глубокие переживания, а детали обыденной повседневности, приметы простой, спокойной жизни, в которой я хотел бы жить в будущем времени. Я сохранил способность к внутренней жизни, и способность к тому, чтобы хоть изредка, хоть тогда, когда предоставлялась малейшая возможность, интенсивнейшим образом воспринимать красоту природы или искусства. И интенсивность этого переживания, пусть на какие-то мгновения, помогала мне отключаться от неприятностей реальной действительности, забывать о них и воспринимать жизнь, как должное и необходимое. О счастье Счастье — это когда худшее, которое могло бы случиться при тех или иных обстоятельствах, обошло меня стороной. Я благодарен судьбе уже за малейшее облегчение моей жизни, за то, что какая-то новая неприятность могла бы случиться, но не случилась и обошла меня стороной. О судьбе Я всегда и везде пытаюсь всеми силами противостоять судьбе, и это противостояние дает мне возможность превратить моё страдание во внутреннее достижение. О смысле жизни и смысле страданий Этот сложный вопрос каждый из нас задаёт себе на протяжении всей своей жизни и в любом возрасте. Попытаюсь объяснить этот вопрос со своей колокольни и следуя своим благоприобретенным правилам объяснять сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением, результатами повседневной жизни. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа. Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима. Ни одного человека нельзя приравнять к другому, как и ни одну судьбу нельзя сравнить с другой, и ни одна ситуация в точности не повторяется — каждая призывает человека к иному образу действий. Конкретная ситуация требует от него то действовать и пытаться активно формировать свою судьбу, то воспользоваться шансом реализовать в переживании (например, наслаждении) ценностные возможности, то просто принять свою судьбу. И каждая ситуация остается единственной, уникальной и в этой своей уникальности и конкретности допускает один ответ на вопрос — правильный. И коль скоро судьба возложила на меня страдания, я должен увидеть в этих страданиях, в способности перенести их свою неповторимую задачу. Я должен осознать уникальность своего страдания — ведь во всей Вселенной нет ничего подобного; никто не может лишить меня этих страданий, никто не может испытать их вместо меня. Однако в том, как я, кому дана эта судьба, вынесу свое страдание, заключается уникальная возможность неповторимого подвига. о человеке Доброго человека можно встретить везде, даже в той группе, которая, безусловно, по справедливости заслуживает общего осуждения. Здесь нет четких границ! Не следует внушать себе, что все просто: одни — ангелы, другие — дьяволы. На свете есть две «расы» людей, только две! — люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой!» То один, то другой достойный человек попадался даже среди госчиновников и руководителей любого ранга, не говоря уже о простом люде. Прожитая жизнь в послевоенное время строительства коммунизма в СССР, застоя, перестройки, разрушения и грабежа великой страны России - дала возможность заглянуть в самые глубины человеческой души. И надо ли удивляться тому, что в глубинах этих обнаружилось все, что свойственно человеку. Человеческое — это сплав добра и зла. Рубеж, разделяющий добро и зло, проходит через все человеческое и достигает самых глубин человеческой души. Он различим даже в бездне глубокого падения всех устоев человеческого бытия в любой период времени. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он, зачем он родился, жил и умер. Это существо, которое изобрело великое множество средств для жизни и средств для её уничтожения. |
Эти разные, разные, разные лицаОни, как те разные цветы на весеннем диком поле. |
Посвящается Юрию Васильевичу Волкову – в день 95-летия со дня рождения знаменитого крымского художника - баталиста.Шел 1921 год со дня летоисчисления Рождества Христова, в Крыму гражданская война, зверствует «красный террор». В маленьком, в то время, приморском городке Севастополе, 26 июня родился красивый, смышленый мальчик Юра, будущий гений живописи. С родительского благословения, не мешая природному дарованию юного мальчика, начинается трудный творческий путь художника. Он впитывает с детства красоты крымского пейзажа, запах моря, удивительные горные ландшафты и, полную трагизма, историческую правду жизни его народа. Любовь ко всему прекрасному, возвышенному, святому, в большом понимании этого слова, останется в сердце Юры на всю жизнь. Желание постичь и передать в картинах многообразие окружающего мира будет краеугольным камнем творчества будущего большого художника и мыслителя. |
Мой путьЯ, Антошкин Михаил родился в Советском Союзе 21 ноября 1948 г. в шахтерском городе Стаханов (бывший город Кадиевка). |