Ценителям искусства
3
- Не задумываясь о последствиях своих суждений на самого себя и окружающих людей в общем, мы без исключения считаем себя компетентными в той или иной сфере человеческой деятельности. Выпячивая собственное Я, мы стараемся внедрить, прежде всего, самому себе, а затем нашему собеседнику или аудитории наше личное мировоззрение на тот или иной предмет искусства. Никто из нас не извиняется в том, что это только наша субъективная точка зрения. Ну почему, почему все эти люди так вопиюще некомпетентны и не замечают этого? имеющие невысокий интеллект, скромный уровень квалификации и узкий кругозор, в силу своих скромных способностей не могут понять, что решения, которые они принимают, ошибочны, а таланты, которыми они себя наделяют, – ложны. Вот почему им кажется, что они правы во всех своих действиях и лучше других понимают ситуацию. Со временем это мироощущение приобретает характер психологической защиты: ограниченный человек начинает отстаивать свое видение ситуации именно потому, что чувствует – допусти он лишь мысль о том, что неправ, и его потеснят с насиженного места более талантливые. У талантливых же наблюдается обратный эффект: они хорошо понимают, насколько сложны законы реальности и насколько обширно поле знаний, которым в перспективе можно овладеть, – это приводит их к занижению собственных способностей, к недооценке своего места в обществе. «Я знаю, что ничего не знаю», – повторял мудрец Сократ, который вел более чем скромную жизнь и постоянно подвергался нападкам со стороны глупцов, уверенных в своей правоте. Способен ли кто-то из ограниченных людей признаться себе в этом? Похоже, нет. Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание. Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности. Надежда на то, что слепцы, неспособные узреть бездну своего невежества и сияющие вершины знаний, которых достигли другие люди, могут исправиться, все-таки существует. Художник в своих произведениях склонен к гиперболе, т.е. изображению тех или иных событий, форм, цветовых решений, по своему разумению в момент времени написания картины. Это называется простым словом - творчество, новаторство, Ноу- хау автора. Акварель, которой я пишу в последнее время, ввиду отсутствия необходимых условий для работы художника, часто называют самой непослушной, самой капризной краской. С ней трудно работать, ее трудно хранить, беречь от солнечного света, влаги и загрязнений. Она непредсказуема и требует от художника максимальной сосредоточенности. Зато, я вас уверяю, те, кому удалось ее покорить и приручить, знают секрет создания по-настоящему потрясающих работ, глядя на которые задаешься единственным вопросом: "Кому они продали душу, чтобы так рисовать?" Богу или Дьяволу?.
|