Главная » Статьи » Пишу, пишу |
душа художника
Душа художника С тех пор, как я вышел на пенсию и стал серьёзно задумываться над смыслом жизни и своем месте в этой жизни, я переосмыслил многие, доселе непонятые мне, простые, но вместе с тем, важные вещи. Я перестал завидовать каждому второму успешному человеку, избавился от завышенных ожиданий и понял, что действительно важно, а что не стоит внимания и то, как стать менее уверенным в себе и признать, что большая часть моей жизни скучна и непримечательна (и это нормально). Мой эгоизм и умение наплевать на все не означает безразличие всему – это мое умение оставаться другим. По большому счету наплевать на все — невозможно. У меня должно быть что-то, до чего мне есть дело. Это физиологическая потребность: всегда беспокоиться о чем-то большом, относиться неравнодушно к нему и это - конечно живопись, изобразительное искусство и культура в целом. Стало быть, вопрос таков: на что мне не наплевать? Какой выбор я сделал для себя? И как наплевать на то, что в конечном счете неважно? Результатом новой жизни стало : преодоление трудностей, готовность быть самим собой, быть изгоем и парией во имя своих ценностей. Готовность взглянуть в лицо неудачам и показать им средний палец. Восхищаюсь своим преподавателем живописи, баталистом Волковым Юрием Васильевичем ( светлая память ему ), который стал для меня образцом для подражания и иконой, в некотором счете, который плюя на трудности и неудачи, не боялся попасть в неловкое положение. Это человек, который, смеясь, делал все, во что твердо верил. Делал — ибо считал это правильным. Такие люди знают: есть вещи, более важные, чем они сами, и их чувства, и их гордость, и их эго. Им плевать не на всё подряд, а на всё второстепенное. Они берегли себя для подлинно важного. Но, поскольку они берегли себя лишь для больших и значимых вещей, окружающие плевали на них самих. Большинству из нас большинство дел удаются весьма средне. Даже если мы в чем-то асы, в остальном наверняка середнячки, а то и похуже. Так устроена жизнь. Чтобы достичь мастерства в чем-либо, нужно затратить массу времени и сил. А поскольку наши время и силы ограничены, почти никто не достигает подлинного мастерства сразу в нескольких вещах (если хоть в чем-то достигает). Со статистической точки зрения немыслимо, чтобы один и тот же человек достиг удивительных успехов во всех (или даже во многих) областях жизни. Успешные бизнесмены зачастую не умеют выстраивать семейную жизнь. Знаменитые спортсмены сплошь и рядом пусты и тупы, как пробка после лоботомии. Многие знаменитости не лучше знают, как жить, чем простофили, которые смотрят на них раскрыв рот и подражают каждому чиху великого человека. Все мы в большинстве отношений — середнячки. Просто резонанс получают крайности. Для нас это не новость, но мы редко думаем и/или говорим об этом. И никогда не обсуждаем, почему это может быть проблемой. Конечно, здорово иметь интернет, Google, Facebook, YouTube и доступ к пятистам с лишним каналам телевидения. Но наше внимание ограничено. У нас нет возможности обработать лавины информации, которые постоянно накатывают на нас. Поэтому до нашего сознания всерьез доходят лишь капли информации: вещи подлинно необычные, крайне редкие. Однако изо дня в день на нас обрушиваются тонны известий о вещах необычных. О лучшем из лучшего. О худшем из худшего. О величайших спортивных рекордах. О самых смешных шутках. О самых страшных катастрофах. О самых жутких угрозах. И так без конца. Ларчик открывается просто. Вокруг полно информации от пиков и минимумов кривой человеческого опыта, поскольку именно они привлекают наше внимание. И они приносят доллары медийному бизнесу. Но подавляющее большинство людей живут в однообразной середине. Подавляющая часть жизни не экстраординарна, а вполне заурядна. Поток крайностей заставляет нас верить, что исключительность — это норма. А поскольку обычно с нами ничего особенного не происходит, лавина сообщений об исключительном наводит тоску, отчаяние: что же мы-то сидим в болоте? Отсюда возникает все большая потребность в компенсации, которую сулит нам чувство собственной исключительности или какое-то пристрастие. Мы пытаемся справиться доступными способами: путем возвеличивания себя или других. Одни выдумают схемы быстрого обогащения. Другие отправляются на противоположный конец планеты спасать голодающих младенцев. Третьи лезут из кожи вон в учебе и добывают каждую мыслимую награду. Четвертые обстреливают школу. Пятые пытаются заняться сексом со всем, что говорит и дышит. Это связано все с той же культурой уникальности, о которой я говорил. В этом культурном сдвиге часто винят людей, родившихся в конце ХХ в. Но это поколение просто самое заметное и находится в центре внимания. А тяга чувствовать себя уникальными ощущается у людей всех поколений. Постоянный поток медийной ахинеи подпитывает наше чувство неуверенности: вот видите, насколько вы не соответствуете стандартам? Мало того, что мы ощущаем себя в гуще нерешаемых проблем: мы оказались еще и лузерами, поскольку элементарный поиск в Google сообщает о тысячах людей, которые вообще не имеют этих проблем. Технология решила старые экономические проблемы, принеся нам новые психологические проблемы. В интернете мы находим не только легкий доступ к информации, но и легкий доступ к неуверенности, стыду и сомнениям в себе. Те редкие люди, которые добиваются больших успехов в чем-либо, обязаны своими успехами не веря в свою исключительность. Корни их побед лежат в другом: у них был пунктик насчет совершенствования. Но вдумаемся: почему они хотели сделать лучше? Да потому, что отдавали себе отчет: пока у них не очень получается. Этот настрой диаметрально противоположен вере в собственное величие. Успех может прийти лишь тогда, когда человек поймет: до величия ему далеко, результаты — скромные и посредственные. И есть куда расти. И слава Богу, что и я это понял ! | |
Просмотров: 331 | | |
Всего комментариев: 0 | |